Камка тарихы (история Камкино)

Посвящается 400-летию села

 

 

Речь идет о деревне, готовящейся отметить свой 400-летний юбилей. Называется она Камка (Камкино). О ней твердо можно сказать, что она является одним из древних селений края, названного в краеведческой литературе не иначе как "медвежий край". Восточная граница его проходила между Степью, служившая пастбищами ногайских орд и лесостепью по линии Гагино-Сергач.

 

Отмечаемая дата - 1603-й год - принята условно, поскольку сведений по селениям предшествующего периода нет. Сохраняется лишь предание о том, что первыми поселенцами Камкино были выходцы из казанских мест. 4 мужчин во главе с Камка эби основали селение как вольные поселенцы. Последняя волна таких переселений имела место вскоре после образования Казанского ханства, претендовавшего на земли Золотой Орды. Именно тогда образуются Сафаджай, Мангушево, возможно и Камкино. На старом месте деревни сохранилось самое древнее кладбище, датируемое 15 веком.

 

По документам Камкино известно с 1578-1595 г.г., когда учреждается Арзамасский уезд - оно фигурирует в первых же поместных актах уезда. Его жители выступают в качестве свидетелей при размежевании земель в районе речки Сатис (к югу от Арзамаса).

 

1603-й год - особая дата в истории Камкино - в том году камкинцы возвращаются к себе на родину как служилые татары. Возвращаются по грамоте царя. Уточнение границ производится в присутствии невиданного большого количества свидетелей (34 чел.) с самых разных и отдаленных концов уезда - Мотовилова, Мурашкина, Пилекшева (служилые татары), Лопатина, Каменищ и местной кулчюмовской (кочуновской) мордвы. Все это знаменательно, сопровождается особым вниманием со стороны властей. Царская грамота при отводе земель выдавалась лишь в конфликтных случаях. Обычно дело ограничивалось местной воеводческой грамотой. Значит, дело камкинцев дошло до царя. А большое количество свидетелей было привлечено приказчиками для подстраховки. Возможно, что исправлялась какая-то ошибка властей.

 

Предыстория такова - камкинские земли были отданы арзамасскому боярину Сущеву с т.т., сама деревня была передана вечкановской мордве и стала называться по-мордовски "усть-Пилилей". Известно, что земля пустовала, а в деревне продолжали жить татарские семьи. В акте прямо указано, что деревня является татарской. К этому следует добавить предание, сохранившееся у нижегородских татар, о том, что Иван Грозный во время своего похода на Казань(1552) окрестил камкинских татар.

 

Камкинские татары и мордва были рассеяны по Арзамасскому уезду. Одни из них - татары Розбахта и Сююндюк Телевлевы, мордва Конес Камкин и Кирдян Вечкензин- оказались в районе Сатиса, а другие - в Западном Запьянье. Камкин и Вечкензин остались там и образовали свое селение пол названием Комкино (оно находится в составе Первомайского района). Сын Роэбахты - Богдан Розбахтин присоединился к основной массе камкинских татар, добивавшихся возвращения на свои старинные земли.

 

В 1595 г. большую группу татар во главе с кадомским татариным Чикеем Енгильдеевым , в их числе и камкинских татар хотели поместить на мордовских землях в районе рчк Большое Келе ( в западном Запьянье) на мордовских землях. Земли оказались занятыми, и камкинские татары почти на 8 лет оставались без средств существования.

 

В 1603 г. в Камкино поселился 24 чел. Из них 19 были старыми помещиками, т.е. бывшими владельцами земель в Камкино. К старым же помещикам были отнесены и кадомские татары Енгильдеев и Полтинин. В честь Чикея Енгильдеева селение получило второе название - Чикеев Усад и Камкино тож. Двойное название селение имело в течение всего XVII века.

 

Возвращение камкинцев на свою историческую родину связано и с планами властей по укреплению защиты новых земель от набегов ногайцев. В этих целях вдоль среднего течения Пьяны со своими людьми помещаются крещенные татарские феодалы - Болтин (Яново), Чуфаровы, Мустафины (рядом с Букалеем), Уваровы, Бутурлины. Русские служилые люди, помешенные здесь ранее, заменяются служилыми татарами, Так,в 1603 г. в пустоши Патрикеева (современное Шубино) помещаются алатырские служилые татары. Власти не стали возражать поселению на землях Пожарок Кучкая мурзы Сабаева. На службу верстается еделевская мордва (еделевские мурзы). В пустующее место вернулись и камкинцы. Это было своевременной мерой с точки зрения защиты от нападения ногайцев. В 1612 г. ногайцам был дан отпор.

 

По признанию воевод Дм. Трубецкого и Дм. Пожарского, решающую роль в этом сражении сыграли мурзы Баюш Разгильдеев и Ямаш сын Мангушев. Они возглавили переведенных из Мещеры и Арзамаса татар-мишарей, сумели одолеть сильного противника. После этой победы царь распорядился лать жалованные грамоты всем татарам, самих мурз наделил княжеским званием и крупными поместьями. Позже Баюш Разгильдеев, приняв крещение, стал родоначальником дворян Баюшевых.

 

Ямаш мурза Мангушев и его потомки продолжали играть заметную роль в жизни татар края. По существу, он явился родоначальником татар Алатырского уезда. Внук Ямаша Мамкай Алкаев в 1670 г. предпринял попытку предотвратить столкновение татар с властями. Это ему не удалось. Татары на последнем этапе Разинского восстания потерпели крупное поражение под Мурашкиным, Ключищем и Маклаковым (Ожгибовкой).

 

Род Мангушевых продолжался в Камкино. В 1680 г. сюда переселились двое внуков Ямаша - Курманалей Алкаев и Курманалей Бикбаев князья Мангушевы. Переселение Алкаева было произведено по грамоте царя, наделившего его за службу в Персии, участие в боях под Белгородом крупным поместьем в Камкино и денежным жалованием.

 

Татары Алаторской провинции "вспомнили" Мангушевых в конце XVIII века, когда потребовался достойный представитель от татар в состав Екатерининской законодательной комиссии - в 1768 г. он был избран депутатом в эту комиссию, выдвинул много предложений по улучшению положения служилых татар. Ныне их многочисленные потомки продолжают жить в Камкино. Они стали первыми купцами мещанами села.

 

По всей вероятности, под их влиянием в Камкино сложилась система родовых фамилий. До революции родовые фамилии носили купцы и мещане, муллы, а также другие состоятельные люди села. В первые годы Советской власти на родовые фамилии перешли все камкинцы. Отражая историю родов, эти фамилии являются нравственными ориентирами, способствуют воспитанию новых поколений в духе родовых традиций. Ныне в Камкино имеются десятки фамилий, отражающих достоинства князей, мурз, служилых татар, солдат, служивших по 25 лет, купцов и мещан, род занятий, а также прозвища. Это - кроме Мангушевых, Абдеевы, Аминовы, Аблязовы, Адельшины, Алимбековы, Абдулмяновы, Баязитовы, Досаевы, Башкуровы, Каримовы, Колпаковы, Какушкины, Казаковы (от имени Бикказак - Казак), Царбаевы, Орловы Сюбаевы, Курмаевы и др. В ходе реформы появились новые фамилии - Алешины (от Алешевых), Еркулаевы, Раковы,Таракановы, Козловы, Исаевы, Рекаевы, Рыбаковы, Пономаревы ( Подмаревых) и др.

 

Целый ряд исторических фамилий, таких как Акчуриных, Биккиненных Кантюковых, Кантемировых, Мамлеевых исчезает. Эта традиция не чужда мусульманской культуре. Неслучайно, ныне эта традиция получает распространение и в других татарских селениях края.. Много камкинцев оказалось за пределами края - в Алькеевском районе Республики Татарстан, в Батыревском районе Чувашии, а также - в Башкирии и других местах.

 

В 2003 году Камкино отметило 400-летний юбилей села, 125-летие светской школы и 75-летие коллективизации крестьянских хозяйств.

 

 

 

 

Почетный председатель Нижегородского Центра Татарской культуры «Туган як як», доцент, кандидат философских наук
А.М.Орлов

 

 

 

Статья была опубликована в газете «Сергачская жизнь», 5 августа 2003 года

 

 

 

Если у Вас есть сведения, которыми Вы хотели бы поделиться с автором сайта, просьба сообщить об этом по адресу электронной почты mishare@narod.ru

Сайт управляется системой uCoz